ХСР. Владимир Комаров

22 ноября 2019 г.

В одной из предыдущих статей, я писал про то, что любое действие можно разложить по частям. У любого действия есть последовательность шагов и один из них - это оценка того, что действие можно завершать. Мы рассмотрели короткую стратегию настройки яркости. Но действия в жизни, которые мы совершаем, не ограничиваются несколькими секундами. Короткие действия лишь являются частью больших стратегий. В этой статье Вы сможете узнать про то, ради чего мы совершаем действия. Зачем мы пользуемся определенными стратегиями и как правильно сформулировать то, к чему мы стремимся. От этого будет зависеть, как скоро Ваши действия приведут к намеченным результатам.

Бывает так, что человек совершает действия, пытаясь добиться цели и не достигает ее. Он предпринимает все возможные и невозможные действия, но так ничего и не получается. Может с человеком что-то не так? Может он какой-то не такой? А может у него не хватает сил или судьба у него такая? Возможно. Это если не хочется брать на себя ответственность за достижение результата. Ведь всегда можно на что-нибудь или кого-нибудь свалить вину. Но что же тогда мешает достичь цели?

Бизнесмены всегда достигают намеченного. И если спросить их, как они это делают, можно понять, что прежде всего они четко ее представляют. Моделирование людей, умеющих достигать свои цели позволило выявить этапы постановки цели. В НЛП это получило название Хорошо Сформулированного Результата (ХСР).

Знаешь этапы - получаешь результаты. И первый этап заключается в том, что цель формулируется позитивно и конкретно. Самое простое объяснение - чего хочешь, а не чего не хочешь.

Представьте, Вам нужно сделать пол в квартире или в доме. Вы нанимаете бригаду рабочих, они приезжают к Вам и Вы говорите, чтобы они положили на пол не плитку. Вы не хотите, чтобы на полу была плитка. После этого Вы просто уходите. Задание есть, цель поставлена - положить не плитку. Представляете, что Вы увидите, когда приедете посмотреть новенький пол? Ламинат, паркет, может вагонка. Да все, что угодно может быть. Не факт, что тот пол, который бригада положит будет тем, что Вас устроит. Все просто, Вы сказали, чего не хотите, а не то, чего хотите.

Поэтому, чтобы цель была достигнута необходимо формулировать ее позитивно. Избегайте частицы "не". А также негативных слов. Избавиться от хлама - навести чистоту, перестать быть бедным - начать зарабатывать больше, не хочу одиночества - хочу найти компанию. Чтобы привыкнуть к позитивной постановке цели, спросите "что я получу, если...?" Что я получу, если я избавлюсь от хлама? Что я получу, если я перестану быть бедным? Что я получу от отсутствия одиночества?

Знаешь этапы - получаешь результаты. И второй этап формулирования цели - это Ваш контроль достижения цели. Ключевое слово здесь "Ваш". Вы должны быть уверенны в том, что именно Вы можете сделать все необходимое для достижения результата. Спросите себя "что Я могу сделать для того, чтобы достичь цели?" Возможно, данный вопрос будет не привычным и придется немного подумать. Даже если есть независимые от Вас причины, как Вам может показаться на первый взгляд, все равно попытайтесь найти Ваше влияние на результат.

Допустим, Вы хотите купить новый ноутбук. Это Ваша цель. Было бы круто, если бы он мягко приземлился на землю перед Вами в тот момент, когда Вы прогуливались по парку. Конечно, такое возможно, когда Ваши друзья довольно креативные и на Ваш день рождения решили подарить подарок именно таким образом. При этом, Вам для этого ничего делать не надо было. Здесь цель достигается практически без Вашего участия.

Однако, если день рождения был недавно, а ноутбук хочется поскорее, то Вы можете решить купить его самостоятельно. Вот тут и возникают вопросы. А сможете ли Вы его купить? А сможете ли Вы найти магазин, в котором продают такие ноутбуки, который хочется Вам? А сможете ли Вы сами выбрать хороший ноутбук? А сможете ли Вы найти денег на него?

И даже если денег у Вас нет или не хватает, но они есть у друга, то ответственность за достижение цели переходит к другу. От него зависит, сможете ли вы купить ноутбук. Если он денег даст, значит сможете. Контроль над процессом достижения цели должен быть ПОЛНОСТЬЮ у Вас. Может повлиять на друга?

Знаешь этапы - получаешь результаты. Третий этап - настроить каналы восприятия.

Возьмем банальную цель - сбить кегли в боулинге. Представьте, что у Вас затычки в ушах, Вы ничего не слышите и Вам вкололи вещество, которое отключает все чувства и эмоции на какое-то время. Вы не чувствуете ни запахов ни вкусов. Как Вы поймете, что сбили кегли? Увидите. А если бы Вам завязали глаза, но затычки из ушей вынули? Как Вы поймете, что сбили кегли? Услышите. Возможно, количество кеглей вы не узнаете, сколько сбили, но хотя бы то, что попали по ним - это точно будет известно.

Теперь, когда затычек в ушах нет, глаза развязаны и действие вещества закончилось, Вам говорят, что если Вы собьете кегли, то получите 1000 долларов - приз. Как Вы поймете, что сбили кегли и приз Ваш? Увидите, услышите, да еще определенные чувства и эмоции будут. Возможно восторг, у кого-то может спокойствие, кто-то будет просто рад. Это зависит от приза.

При постановке цели необходимо сформулировать, как вы поймете, что та цель которую Вы наметили достигнута. Что в этот момент вы увидите, почувствуете и услышите. То есть настроить все каналы восприятия на цель. Если это не учесть, то Вы не заметите, что достигли цели и она пройдет мимо Вас. Или Вы мимо нее.

Знаешь этапы - получаешь результаты. Следующий этап - контекст, в котором цель будет достигнута.

Мы не живем в вакууме. Нас окружает некое пространство, в котором находится множество объектов. И сейчас Вас что-то окружает, даже если Вы в поле или в пустыне. Мы не можем находится нигде. И то, где Вы будете находиться в момент достижения цели тоже будет где-то в пространстве, которое можно описать и нужно описать. С пространством параллельно существует и время. Вопрос "Когда?" необходимо также задать себе. Можно указать небольшой временной интервал, чтобы не привязываться к очень конкретному времени. Ведь цель, не имеющая даты ее достижения - не является целью. Это словно пистолет, в котором нет патронов и единственное, зачем он Вам, так это для того, чтобы доставать его и любоваться им. Может протереть от пыли. Но стрелять нечем. Поэтому, чтобы пулей ворваться в цель, необходимо зарядить пистолет и определить, когда Вы из него выстрелите.

Еще один вопрос, который необходимо себе задать, касательно контекста - с кем Вы будете в тот момент, когда цель будет достигнута? В одиночку или с семьей, или с подругой/другом, или с коллегами/партнерами по работе. Ведь люди - часть нашего окружения или контекста. Их тоже нужно учесть.

Поэтому "Когда?", "Где?" и "С кем?" - вопросы про контекст. 

Знаешь этапы - получаешь результаты.

Однажды, в одной передаче рассказывали историю про человека, который очень хотел купить себе машину. Он пахал на двух работах, дома он только спал по несколько часов. Иногда, когда было свободное время, он ездил в автоцентр, чтобы посмотреть на машину, посидеть в ней. А если удавалось спланировать, то и на тест-драйв попадал. И вот, когда настал долгожданный момент, он приехал во двор своего дома на своей машине. Его встречали друзья. Все были рады за него. И он был очень рад. И в одно утро он вышел во двор, чтобы поехать на машине на работу и увидел, что новенькая машина разбита практически вдребезги. Он заявил в полицию. И как ни странно, полиция нашла виновников довольно быстро. Это оказались те самые друзья. Те, которые встречали во дворе и радовались. Но как оказалось, это была радость показушная. Из зависти друзья разбили машину, потому что не хотели, чтобы кто-то из их друзей был лучше, чем они сами.

Поэтому, перед тем, как достигать цели, подумайте, как ее достижение повлияет на большие системы, такие, как друзья, семья, работа, бизнес и т.д. Готовы ли Вы к изменениям в этих системах? Какие эффекты Вы получите, достигнув цели?

Знаешь этапы - получаешь результаты. Этот этап единственный, в котором его элемент может стать новой целью.

Чтобы ракета вылетела на орбиту, ей необходимо сжигать топливо. Чтобы машина проехала из точки А в точку Б, ей необходим бензин. Для того, чтобы переместиться из нынешнего положения к цели, нам необходимы ресурсы. Ресурсы, которые нужны нам, бывают не только материальные, как бензин или деньги, например. Спросите себя, а есть ли у Вас время на достижение цели? А если Вы чего-то пока не умеете, что было бы необходимым для достижения цели, может стоит посетить тренинг и прокачать навык? Это и может стать подцелью для достижения основной цели. В общем, у Вас должен быть доступ ко всем ресурсам, необходимым для получения результата. Либо найдите доступ. 

Знаешь этапы - получаешь результаты.

В тот момент, когда я планировал тренинг для работников одной компании, я записал цель в блокнот по всем вышеперечисленным пунктам. И для того, чтобы запустить весь процесс достижения этой цели, я просто взял и позвонил партнеру, с которым мы этот тренинг потом успешно и провели. Записанная цель на бумаге - это, как кусочки пазла, разложенные на столе, но чтобы пазл был собран в итоговую картину, надо сделать первый шаг - сесть за стол и соединить 2 кусочка. Тогда процесс запущен. И чем меньше по времени и силам этот шаг, тем проще запустить процесс. Важный момент - начать нужно ПРЯМО СЕЙЧАС!!! Вопрос на данном этапе - что я могу сделать первым делом прямо сейчас для достижения своей цели?

В процессе достижения своей цели, Вы можете заглядывать в свои записи, чтобы оценивать ее приближение. Так же, Вы можете вносить коррективы. Тренеруйте в себе ХСРовское мышление. Как можно чаще пишите свои цели на бумаге и вскоре Вы будете автоматически достигать цели, не задумываясь. 

Гибкость в достижении цели Вам не помешает. Т.к. встретив на своем пути препятствия, Вы не отступите, а просто выберете другие пути достижения цели. 

Тема ХСР связана с моделью SCORE, о которой я писал ранее, в одной из предыдущих статей. Это одна из основопологающих тем в НЛП, которая дается на курсе НЛП-практик

Владимир Комаров, НЛП-Мастер Института Современного НЛП