Работа с трансом. Последние достижения

21 ноября 2019 г.

ГЛАВА V.

Больше всего мне нравится то, что они пошли прыгать на тарзанке. Прямо в центре Сан-Франциско есть одно местечко, не совсем, в общем-то, парк, просто большое открытое место. Там овощи всякие продают, еще что-то, люди гуляют, окурки бросают Раз в год там организовывают большую ярмарку, привозят высокий кран и устраивают прыжки на тарзанке. И однажды сын мне говорит: «Хочу прыгнуть, хочу прыгнуть! Отвези меня туда!» «Ну что ж, говорю, хочешь прыгнуть с высоты? Давай, прыгай! Я лично застрахован, а за тебя не ручаюсь» Отвез я его туда, и он Он такой человек, совсем не знает, что такое страх. Я ему мало об этом рассказывал. Он теряется в мыслях, говорит: «Не понимаю, почему люди боятся оттуда прыгать». «А тебе и не нужно знать почему: все равно они будут бояться», говорю я ему. Он полез вверх, а я смотрел ему вслед. Я включил видеокамеру, он ведь хотел, чтобы я заснял его прыжок, чтобы он не прыгал еще раз. Он добрался до самого верха, и вдруг я понял, что это был не он: человек там наверху был одет в розовое шифоновое платье. Во-о-от Он подошел к краю, и я услышал, как кто-то заорал: «Не-е-е-ет!!!». И тут неожиданно в воздухе показались маленькие туфельки, маленькие балетные туфельки. Резко это нечто розовое взмыло в воздух и полетело вниз. «Что за женщина туда забралась и прыгнула?» - думаю. Тарзанка растянулась, и тот, кто прыгнул, подлетел обратно вверх. Платье задралось, и тут до меня дошло, что это была вовсе не женщина!.. На нем даже не было нижнего белья! Я подумал, как все-таки хорошо, что я заснял этот момент, потому что он был чертовски напуган. Он подпрыгивал на тарзанке и выписывал в воздухе невероятные фигуры. И я снял это на камеру! Та-а-ак, где мы были потом, а, да, вечером мы пошли к Джею, к одному другу моего сына. Он собрал всех своих друзей и говорит мне: «Пап, покажи, как я прыгнул!» Я включил магнитофон, а там видно только это большое платьеБоже. Эта детская эмоциональная травма в нем надолго засела. Каждый день он выражал свою обиду. Потом он начал мне мстить. Знаете, что он делал? Брал эти ужасные резиновые змейки и подсовывал мне в ящик у меня в спальне. Я сплю, ворочаюсь, встаю, открываю ящик, а они оттуда вылетают!

При всяком удобном случае он пытался мне проинсталлировать фобию. У многих из вас есть сыновья. Им нравится это делать, так ведь? Этому можно научиться снова, можно помолодеть и отомстить им! Подождите два года. Жду не дождусь, когда стану дедушкой, у-у-у! Я готов! У меня одно в голове – месть!

Да! Я купил вашему ребенку (пауза) скрипку! (Смех в зале.) Уж скорей бы, не могу больше ждать. Ну, как, вы поменяли свое убеждение? Не так уж и сложно, да? Давайте проверим! Посмотрите на ваше только что созданное убеждение! Вы убеждены в нем? Если нет, вы неправильно его создали. Если не убеждены, вы, наверное, попытались следовать одной из этих двух техник. Первая: вы попробовали сдвинуть убеждение через срединную линию, а так никогда не получается. Вам нужно научиться отодвигать старое убеждение. И помните: люди могут учиться только быстро. Например, некоторые из вас отодвинули медленно его от себя, поставили новое, придвинули его назад, затем вернулись за старым убеждением и придвинули его обратно. Так не получится, если вы делаете это слишком медленно. И вторая техника: нужно быть большим, грандиозным. Ведь делать маленькие шажки так сложно! Вам всегда говорят: «Учитесь поэтапно, небольшими блоками». Но люди на самом деле так не делают! Подумайте над этим! Вы когда-нибудь переставали любить кого-нибудь? Долго, годами (Бендлер начинает говорить писклявым голосом), женщины говорят: «годами, года-а-ами я жила просто ужасно, все вокруг дерьмо, он меня постоянно бил, у меня везде синяки Он забрал все мои деньги, переспал со всеми моими подругами, (тут Бендлер замедляет тон голоса и говорит мечтательно) но я  его любила! Десять лет!» И потом как-то скажут: «Надо же! Столько всего было за все это время», но вдруг происходит что-то, что переполняет терпение. Мы это называем «порог».

И, кажется, происходит что-то там, где. Помещаете некоторые вещи в определенное место с определенной скоростью для того, чтобы люди быстро, резким образом поменяли у себя картинку. Если хотите продолжать любить, это простой рецепт. Чтобы чувство продолжалось, и чтобы все улучшалось всякий раз, когда вы разговариваете с женой. Единственное страстное чувство, которое постепенно исчезает, это желание слушать каких-то там друзей, родственников, что ваши отношения портятся и портятся. Когда мне такое начинают говорить, я лично всегда смотрю на них и представляю их с клоунским носом, затем вижу их голыми, без половых органов совсем. А еще для меня они начинают говорить мультяшным голосом: как, например, у Минни Маус, Дональда Дака, или, как у которого мне больше всего нравится, кота Сильвестра. Сильвестра очень сложно серьезно воспринимать.

У меня есть друзья, разбирающиеся в супружеской жизни, они ведь женились 15-20 раз! Есть у меня друг, а вы знаете, о ком я говорю, я не хочу произносить его фамилию, так вот, он женился на одной и той же женщине по меньшей мере пять раз. И каждый раз у них был дорогой развод, ужасный, со скандалами, а потом через пару лет они женились снова. «Ну и ну, думаю, им это нравится!» Некоторым нужно устроить драку, чтобы потом помириться и пребывать в хорошем настроении. Просто смешно. Лично я хочу сделать так, чтобы у меня появилось убеждение: «Я» (Бендлер прерывается и начинает новое предложение.) Если вы можете сделать себе постгипнотическое внушение: «Сейчас я засну! Мозг, мне хотелось бы встать в 8 часов!» П-х-х! (Бендлер имитирует резко происходящее событие) Можно заводить будильник, но никогда его не слышать, потому что просыпаешься прямо перед тем, как он начинает звенеть. А как насчет того, если мы поместим на будильник нечто, что будет указывать время, когда он звенит? Или же, прямо перед тем, как он звенит, что если мы в сознании установим такое: «Я собираюсь сформировать в своем сознании новое убеждение. Но в этот раз я его сформирую не только за тем, чтобы верить в то, что все вокруг улучшается.» Давайте так попробуем! Давайте сделаем так, чтобы все менялось сразу! Ведь если меняетесь вы, меняется и ваш супруг или супруга.

Да, в контракте нет такого, чтобы это начиналось с вас, но это так здорово! Всего-то нужно это мысленно удалить от себя на какое-то расстояние. Помните, что происходит с изменением расстояния? Хе-хе, проделайте это, проделайте это быстро. Если живешь с кем-то, не нужно официально с ним или с ней расписываться, чтобы это получалось. Просто надо (Бендлер несколько раз проводит большим пальцем правой руки через кольцо, сделанное большим и указательным пальцем левой руки, намекая на занятие сексом.) заниматься вот этим. Неважно, одного вы пола или нет, важно то, что вы (повторяет жест)Вы знаете, что это. Если вы этим не занимаетесь достаточно часто, вам на самом деле это нужно.

Дело вот в чем: если вы начинаете (Бендлер прерывает себя.) Между прочим, это важно в работе с горем. Случается так, что люди умирают. Умирают родители, родственники, дети иногда, умирают соседи рядом. Умирают таинственно, глубокой ночью. И когда горе Человек испытывает горе тогда, когда он ассоциированно воспринимает неприятное событие потери человека и диссоциированно воспоминает приятные события. Очень важно видеть то, что вы видели в тот момент, когда вас и того человека объединяло что-то замечательное. И когда вы задумываетесь о том, из-за чего этот человек умер, или если он еще жив, важно все это вспомнить. Например, то, как он намазывал себе ломтик хлеба, царапая его, или как забывает надеть колпачок на тюбик с зубной пастой. (Бендлер имитирует злобного человека.) А, вот что мне еще нравится: он ставит маленькие баночки на полку с большими банками! Там мало места! И эти баночки мне приходится переставлять вниз! (Бендлер опять имитирует злобного человека.)

Иногда люди злятся, и понять нельзя, почему они это делают. Что они только не делают! Он никогда мне не дает пульт каналы переключать! Купи другой, говорит! Будь практичнее, закажи в компании другой пульт! Вместо того, чтобы быть в плохом настроении, потратьте пятнадцать баксов и купите целых три! Положите еще один пульт рядом с пустым стаканом и пепельницей с полусгоревшей сигаретой. И когда он выйдет из комнаты, подложите еще две сигаретки и еще один недопитый стакан. И если вы ему не скажете, что у вас есть другой пульт, как классно вы его сможете подколоть! Сидите вы с пультом на коленях и переключаете канал – чик! (Бендлер звуками и жестами имитирует переключение канала.) Он говорит: «М-м, да-а..», а вы опять переключаете канал. Он попереключает пару раз, и вы тоже самое. Или же вот что: всякий раз, когда он дотрагивается до глаза, вы (Бендлер дотрагивается до левого глаза и звуками имитирует переключение канала.) Мне одна женщина сказала: «Он сидит в большой комнате и яйца себе чешет!» Купи-и пульт! (Бендлер имитирует звуками переключение каналов, а затем удивленного человека.) Все эти неприятности можно сделать смешными, а потом – угадайте что! – вам становится приятно находиться вместе!

А как насчет огорчении и страдании в прошлом? Вот что вы делаете: помните упражнение на линии времени, которое вы делали вчера? Вы ведь помните, что вчера было. Это да (Бендлер кивает), это нет (вертит головой). Вот человек думает: «Где я буду через шесть месяцев? Мне надо будет платить за жилье - бам! - это здесь (Бендлер рукой указывает на место на воображаемой линии времени). А через шесть месяцев я буду платить налоги (указывает рукой на новое место на линии времени). А где я был на своем дне рождения два года назад? Хм(Другой рукой указывает на новое место на линии времени.) Явно где-то еще. Начерти линию! У многих людей прошлое находится перед ними, а будущее – позади них. Как у наркоманов. Если не видно того, что произошло, можно это сделать еще раз. Запросто. Может просто захотеться взять эту линию времени и развернуть ее! Кстати, этих линии может оказаться больше. Я до сих пор говорил только об одной, но у меня этих чертовых линии много, и каждая направлена в разные стороны! Я подумал: «Бо-о-же, почему бы мне не связать все мои надежды и мечты с мотивацией и убеждением о том, что должно случиться!» Таким образом, то, на что я надеюсь, и то, что я делаю, станет единым. Не-е, не получится!..

Видите ли, когда мы начинаем немного заниматься дизайном личностных ресурсов, мы начинаем все это менять на нечто уникальное, потому что это не заложено в генах. Вы учитесь это делать потому, что некоторые вещи нельзя совмещать. Есть некоторые вещи, которые воспринимаются как бы в застывшем, зафиксированном виде. (Пауза.) Как, например ваше убеждение о том, что дышать полезно. Или направление линии времени, оно не важно, ведь расстояние – это способ, которым мы определяем время. Например, с помощью часов: вас спрашивают: «За сколько времени можно  добраться до» «Сколько ехать до Брайтона?» Мне отвечают: «За пятьдесят минут доедете на поезде». «Но у меня нет поезда», говорю я (Бендлер имитирует возмущенного обывателя.) «Вы можете сесть и доехать на любом». «Да пробовал я поехать, только поезда не ходят», отвечаю. «Ну, тогда на машине доедете за пять часов». «Вы же не хотите, чтобы я вел машину в этой стране. Я же забуду, что мне нужно ехать на этой, на правильной стороне дороги. Я водил машину в Австралии и распугал всю эту чертову страну!» А мне на это отвечают. Когда я был там, ко мне так хорошо относились – мне дали напрокат БМВ! А человек, с которым я ехал, меня спросил: «Вы когда-нибудь водили машину на левой стороне дороги?» «Во всяком случае, я это делал не специально! Но я готов ко всему» - отвечаю. Я взял ключи, сел в машину, и мы поехали в город. Он меня спрашивает: «Мы хотим устроить для Вас что-то приятное», он хотел, чтобы я вышел и посмотрел на природу вокруг. А когда мы до гостиницы доехали, больше он этого не хотел. Когда я поворачивал налево, я забывал перестроиться на нужную сторону. Я не смело вожу машину, но когда нужно проявить стальные нервы, это легко. Я еще подростком помню, каково это. Веду я, значит, машину, и кричу: «Вот идиот! Что он делает на моей полосе?!» А мне в ответ что-то невнятное (Бендлер имитирует человека, который пытается что-то сказать медленно и невнятно). «Убирайся с моей полосы!!!» - кричу, а потом разгоняюсь резко, а он съезжает с дороги. «Знаешь, что мне нужно? - спрашиваю. – Зубы на капоте». Вот почему они нарисованы у меня на машине. Вы смотрели «Смертельные гонки 2000-ного года»? Так вот, у меня такая же машина, называется «Меркьюри Мародер». Она больше, чем «Линкольн Континентал», и прямо на решетке у нее изображены здоровенные зубы. Выглядит, будто заживо сожрать хочет. Люди смотрят в заднее зеркало и говорят: «Че-е-ерт побери!»

Давно-давно я зашел на стоянку и увидел ее там. Стоила она всего тысячу восемьсот баксов. Я купил ее и водил ее долго. Мне говорили: «Тебе новую машину надо купить», а я спрашиваю: «Зачем?» Я заплатил за эту, а потом долго еще без новой обходился. А потом я женился. Жене моей машина не понравилась, она все говорила, что из-за этой машины она себя чувствует (пауза) бедной, и что пол у машины как в кабинете биологии. Я считаю, что на пол в машине нужно класть мусор и барахло всякое. Я много машин на прокат беру, но никто их не берет после меня, я ведь плачу эти самые добавочные десять баксов. Меня спрашивают: «Вам нужна страховка? Машина такая, что если вы ее поцарапаете, то получится дырка. С вас вычтут за ремонт». Хорошо, давайте страховку, говорю. Это значит, что я ничего платить не буду, чтобы ни случилось с машиной? (Смеется.) Вот как нужно тратить деньги! Я беру машину, друг мой один берет машину, и мы потом играем в игру «Кто кого разнесет». Говорят, парковок мало. Берешь машину на прокат – везде тебе парковка! Надо только разогнаться и долбануть в ряд машин, все подвинутся вперед.

Джон Лавалль, бедняга! Мы ездили в Мюнхен, и там, о Боже, там произошло то же самое. Ему говорят: «Вот, пожалуйста, мы вам даем БМВ. Забирайте!» «Спасибо большое», - говорю. Там даже специально для меня на правой стороне ездят! Ну вот, стою я рядом с машиной, а Джон говорит: «Ты вроде хотел съездить куда-то поесть?» «Да! Я за рулем!» - отвечаю. Ха – ха! Мы поехали прямо в центр Мюнхена, а там какой-то фестиваль большой шел, и водители сокрушались: «Нигде нельзя припарковаться!» А я на это: «Как негде, вот же место!» Остальные посмотрели: «Где?» «Да вот там, прямо между вот теми машинами!» А там расстояние между ними вот такое (Бендлер показывает руками расстояние приблизительно сорок сантиметров). Но у них стоят выдвижные бамперы. Так сейчас машины выпускают, если одну толкаешь, бампер убирается, толкаешь вторую рядом (жестами Бендлер показывает, что толкать надо находясь как раз между машинами) – тоже бампер убирается. А затем понемногу протискиваешься. Заметьте: остальные бамперы еле держатся, но вместиться в промежуток удастся. (Смех в зале.)  Тут нужно поосторожнее, а не то вылезет подушка безопасности.

Как только вы изменили то убеждение, нужно сказать: «Ладно, самое хорошее в моих проблемах то, что они остались в прошлом». Но еще не так далеко. Вспомните, как ваш муж вас достает, как он это делал последний раз. И отодвиньте это. Далеко отодвиньте. (Бендлер смотрит на кисть левой руки, которую держит перед собой, и отодвигает ее.) Так далеко, что вам приходится щуриться, глядя на это. И возникает вопрос: «А что я хочу в будущем?» А теперь пора подключать гипноз. Что вы хотите предпринять в то время, когда он делает это? Я рекомендую вместо размышлении, чтобы вы (обрывает фразу). Люди говорят: «Я хочу, чтобы это меня не беспокоило!» Но в таком случае вас убить надо. Что ж, ведь тогда вас это ну совсем никак беспокоить не будет. «Ну-у, я про другоеНо-о-оэто» Я думаю так: вам даже и не пришло в голову, что вы хотите погрузиться в состояние, которое нужным способом может изменить ее или его поступки без каких-либо проблем или сложностей. Ненавижу их, они бросают курить, они делаются какими-тоубить их хочется «Я не курю даже когда (Бендлер корчится от боли) Мне мешает, что ты куришь!» «Закурить хочу, умираю просто!» - говорю. Если не найду сигарету, костер разожгу! Хочется (Бендлер встает и начинает прохаживаться перед аудиторией), чтобы вы начали мыслить по-новому. Что хорошего могут от меня получить окружающие? Итак, вы начинаете думать: Ладно. Какое мое внутреннее состояние побудило меня к тому, чтобы я жил или жила с этим человеком под одной крышей? Что вас заставило хотеть, чтобы этот человек разделся? И, когда разделся, что происходило, по поводу чего вы не испытывали никаких колебании? (Далее во время прямой речи Бендлер имитирует пискляво говорящего человека.) Вы же не говорили: «Ого! А-а-аМожет займемся этим после того, как я посмотрю телевизор? А может, завтра? Может, у меня разболится голова? Ам-м-мЯ так устал!» «Ты что, сильно устал?» «Да, вот ты сказала, я и устал» У вас был такой момент, когда вы смотрели на этого человека и думали: «М-м-м!..» (Бендлер произносит это с приятной для себя интонацией), и давали волю своему воображению. Закройте глаза, вберите это ощущение в себя и удвойте его. Пусть оно будет сильнее, и представьте перед собой то, что вы увидели бы, если этот человек сделал нечто вас раздражающее. И чем чаще вы видите, как этот человек делает что-то подобное, тем сильнее я хочу, чтобы вы произнесли внутри себя: «М-м-м!..» Ведь если вы чувствуете себя по-другому, если каждый раз он начинает что-то подобное, по-своему мазать маслом булочку, яйца чесать, или еще что-то раздражающее, трусы вешать на занавеске в ванной. Когда я захожу в ванную, я хочу увидеть мокрые занавески! Лично я думаю, что можно бы и убить кого-то или ограбить магазин, но если вы начинаете вспоминать те моменты, когда вы чувствовали нечто подобное и чем чаще вы видите то, что они могут сделать, тем чаще открывайте маленькую картиночку внутри хорошей картинки. Она открывается с такой же скоростью, с какой вы удерживаете приятные ощущения. Ведь ваше тело – это то, чем вы хотите управлять. Это называется свобода. Когда тот человек снова делает что-то, от чего вы всегда раздражались (Бендлер имитирует раздраженного человека), вы теперь вместо этого (Бендлер смотрит удивленно с некоторым ожиданием) смотрите на него – и представьте себе – они начинают вести себя по-другому! Потому что как только меняетесь вы, меняются и окружающие люди, как тот шизофреник в семье. Только теперь вы это будете делать на упреждение. Посмотрим теперь, как вы теперь будете реагировать, чтобы чувствовать себя хорошо. И каждый раз, когда вам встречается что-то раздражающее, отодвиньте это далеко, и каждый раз, когда человек вам сделает что-то, от чего вам делается приятно, удвойте размер картинки. Включите ощущения, усильте их, реагируйте на удивление легко, быстро и чутко. Если он подходит и говорит «Какие у тебя туфли! Мне нравятся», вы отвечаете воздушным французским поцелуем. О, как трогательно! «Я люблю тебя, ты куда меня пригласишь сегодня на ужин?» Я делал так когда-то. Да, я подходил к незнакомым женщинам на улице! Тогда, когда не был женат. Кто-то сказал еще: «Сколько сил уходит, чтобы встречаться с кем-либо!» А я ответил: «Да я и не встречаюсь» Подойду я к какой-нибудь женщине и говорю: «Вы просто прелесть! Не желаете пригласить меня на ужин?» «Давайте сходим», отвечает, а я ей: «Что, и в кино не пойдем даже?» Вот каким мне представляется мир, я просто подражаю тому, что вижу.

Я хочу научить вас использовать индукцию. Мне известно, что ваша сознательная часть разума наткнулась на ряд неприятностей, мы теперь запутаем ее, это вы потом поймете.

Сейчас один из вас выйдет и будет мне поможет. Я хочу, чтобы вы это проделали. А теперь я хочу, чтобы вы потренировались в применении языковых паттернов. Один встает с одной стороны другого (показывает на правую сторону). Если часы у этого человека надеты на эту руку (показывает на левую), можно с уверенностью сказать, что он правша. Я тогда, по всей видимости, левша, но это обман. А если часы надеты на эту руку (показывает правую), то, скорее всего он левша. Итак, если напарник по упражнению правша, говорите в это ухо (показывает на левое ухо), оно связано с этим полушарием (показывает на правую сторону головы). Это полушарие больше отвечает за образность, мелодичность Был у Мэри ягненокПомните? Как на слух приятно. Вот ведь что происходит с вами: до ре ми фа Это заложено в вас, это у вас получится. А откуда это все идет, вы знаете? А детские стишки, колыбельные, вот мой любимый стишок: «Берегись постельных клопов». Черт, что за гадость такая – клоп постельный! И однажды, когда я рассказывал этот стишок своим детям, я поймал себя на мысли: «А что эти клопы вообще сделали?» И там же написано было: «Не давай большим клопам укусить тебя». Ха-ха!!! (Смех в зале.) И собака говорит: «Не говори о клопах. Ты же не знаешь, что это или где они были».

Когда вы начинаете мысленно отодвигать плохое от себя, открывать хорошее и увеличивать это хорошее, вам удается пребывать в желаемом состоянии, в любом, каком хочется. Многие срываются, они не Они учатся играть на музыкальном инструменте, и когда начинают уже собственно играть, у них не достаточно хорошо продвигается дело, и от этого им становится плохо. Если вы только увидите, насколько успешно вы продвинулись по сравнению с предыдущим днем, насколько ближе вы придвинулись к намеченной цели, вы начнете учиться быстрее. Второй вывод: не надо сравнивать себя с Моцартом. Вот как однажды начался один первый урок музыки: «Здравствуй! Вот тебе отрывок из произведения Моцарта, выучи-ка его!» Вы потом возвращаетесь, играете, а вам говорят: «Нет, нет, не так! Нет у тебя способностей к музыке, убирайся!» А потом вы говорите: «У меня нет способностей к музыке». Ну, если уж можете хоть какие-то звуки изобразить, то и сыграть уже сможет многое. Тем не менее, у нас нет музыкального гена, у нас нет гена по рисованию. Годами вырабатывается то, что больше и больше нас отличает и выделяет. Пока не увидишь, не поймешь, что такое рисование. Многие не видят большей части происходящего. Вот вы говорите: «Я знаю, что происходит», а я в ответ: «А как же ты смог упуститьгм Давай посмотрим!.. (Бендлер демонстративно смотрит вверх.) Да-а, удобная возможность с виду (Начинает смотреть в пол.) Но у меня такое ощущение, что я пока не готов. Это так важно! Заметить подобное для меня лично - Я и все остальные удивились: «Взгляни на это!» (Бендлер демонстрирует удивление.) Ведь это было поведенческое действие, которое действительно можно было наблюдать! Скрещивать руки и ноги не значит отказываться от новых идей. Мне это сказали! Да я был поражен! Я смотрел вниз на ноги (Бендлер низко наклоняется и смотрит на ноги) и думал: «Что, и в правду тут есть новые идеи?» (Смех в зале.) «Есть у меня идея для тебя, говорю. Давайте я пойду и займусь этим, член стоит!» Я думаю, что когда такое говорят, это настолько честно. Вот говорят: «Да-а! Он не воспринимает новые идеи!». Что ж, теперь я знаю, как защитить себя от глупых идей: быстро скрещиваю руки и ноги. Но они все равно приходят, потому что приходят-то они не через дырочку. Как-то раз мы с одним известным рок-н-ролл музыкантом пошли в ресторан. А там официантка такая, сразу видно она его хочет. Подошла она к нам, посмотрела на меня Этот парень в уме такое бы сделал здесь с аудиторией. Да-а, шизофреник мог бы терапию с ним проводить. Как только у него появляется какая-нибудь мысль, она тут же отскакивает от другой и бешено летает вокруг. Но он действительно хороший парень. Так вот, посмотрела эта официантка на него, взглянула вверх и представила картинку. Я ей говорю: «Да, ты бы с ним и впрямь занялась этим». А она испугалась  (Бендлер ахает, имитируя страх), глаза закрыла руками. (Смех в зале.)  Я еще подумал: «Это вот откуда картинки получаются?»

Я вас попрошу вот что сделать: когда один человек будет стоять на одной стороне здесь (показывает на место справа от себя), я хочу, чтобы он начал придумывать, изобретать что-то. Начните с мелодии – до ре ми фа соль ля си, употребите конструкции из осевой грамматики: «мама, до свиданья!», «до свиданья, мама!» Вы погружаетесь в транс глубже и глубже. Две фразы произносите и меняете их порядок: «Засыпай теперь, теперь засыпай!» Напойте маленькие песенки, это дает доступ в правое полушарие. Начинается, до ре ми фа соль ля си. И постройте образы, сообщите тому, с кем проделываете упражнение, что он вспоминает события, места из прошлого, из их детства. Когда все было таким прекрасным, когда его переполнял восторг, когда ему было хорошо, ведь это так приятно учиться приятно.

Теперь другое полушарие. Вы будете здесь (переходит в левую часть зала перед аудиторией), я хочу, чтобы вы употребляли в речи сложные синтаксические структуры. Машина по производству синтаксиса вот здесь, машина бесконечного творчества, которая вбирает ограниченное количество чего-либо и производит это в желаемом количестве. Воспользуйтесь временными предикатами (до, после, в течение, как только, во время), увеличьте число отрицательных конструкции: чем больше ты пытаешься идти впереди себя в тот момент, когда ты не там, тем больше ты не увидишь того, что не происходит в этот данный момент. И чем больше ты не видишь того, что не происходит сейчас, тем больше ты не останавливаешь себя в желании предотвратить то, от чего ты не отказываешься. Безотказно! Чем больше паттернов в речи вы используете, чем больше вы думаете о том, что вас напрягает, тем больше вы расслабляетесь. И если вы уверены, что знаете те вещи, которые вас ограничивают, вопрос в том, достаточно ли вы уверены, чтобы сомневаться? Несомненно было бы лучше всего, если вам не пришлось бы мешать себе не понимать то, что вы не знаете, однако же в глубине транса вы начнете полностью понимать все то, что я не говорю, а на что ссылаюсь, где. (Пауза. Смех в зале.) Когда вы сюда приехали, вам ведь и не приходило в голову, что вы будете этому учиться, да? Ха-ха! А идет только третий день! Это сложно воспринимать на слух, но когда вы это делаете, становится только веселее. Вы еще скажете: «Я начну с того полушария!» Нет, на этом курсе первыми начинаете вы и делаете то, что кажется наиболее трудным. Допустим, вы скажете: «Ух ты, если я это сделаю, у меня лучше получается. Когда вы делаете что-то новое, все, что вы проделываете сейчас и что у вас получается, будет получаться и потом. Вы все это сохраните. И когда вы заняты чем-то подобным, помните, что многое подчиняется определенным законам.  Я бы со многим не стал пока бороться. Я считаю, что получаемая вами реакция – эта та, которую вы получаете, а если вы ожидали другую – делайте что-то иное. У вас получится, иногда нужно вести себя жестко, иногда вообще не нужно предпринимать что-то особое, иногда всего лишь нужно поднять брови, иногда нужно всего-то сказать что-нибудь самое простое.

Как-то сидел у меня в зале один человек и вот так вот (демонстрирует) пялился на меня. Я в конце концов обернулся, посмотрел на него и сказал: «Спи!» Я долго пробовал проводить индукцию, но я не понимал, что он находился в трансе. У него глаза были открыты, и взгляд застыл в каком-то одном положении. Он не мог ни дышать, ни двигаться, реально выглядел замученным, он всегда так и выглядит. Только я сказал «Спи!», он закрыл глаза, и я спрашиваю: «Ты видел застывший взгляд у себя на лице?» (Смех в зале.)

На вашем лице мускулов больше, чем на всем остальном теле. Сделайте так, чтобы они начали двигаться! В положение «ноль»! Полная расслабленность. Затем начните улыбаться, вздохните, и, есть такая вещь, кислород, если вы вдыхаете через нос, а выдыхаете через рот, этот кислород просачивается внутрь, он проходит через все ваши вены и способен выходить через капилляры. Насыщайтесь кислородом! И повторяйте заклинание: эндоморфины, эндоморфины

(Перемещается в центр зала.) И во время всего этого первое, что вы сделаете, а-а, вот обо что я всегда спотыкался. Вирджиния Сатир просила людей принимать вот эти позы. Когда она понимала, что люди кого-то обвиняют, она просила их встать в эту позу. (Бендлер обращается к аудитории полубоком, выставив вперед правую ногу, и поднимает вперед правую руку с вытянутым указательным пальцем. Все это время он быстро и нарочито раздраженно тараторит.) Да, есть еще и такие, кто долго нудит одно и тоже (демонстрирует), она и их заставляла принимать эту же позу. И она создавала скульптуры этих семей. И я подумал, мы могли бы здорово повеселиться с этим! А что если мы попросим кого-нибудь делать и то, и то, а потом производить изменения? Я стал снова проводить аутогенные тренинги. «Ваши руки от этого станут двигаться», сказал я и встал с одной стороны, и попросил Джона, моего тогдашнего напарника, встать с другой стороны. (Бендлер имеет в виду Джона Лавалля.) Мы их руки подняли вверх. Попробуйте! (Обращается к аудитории.) Откройте это для себя! Это на самом деле очень просто. Пусть ваши ноги касаются пола. Смотрите прямо впереди себя и просто повторяйте то, что делаю. Вы что, думаете, что я буду ходить туда-сюда и делать все по очереди? Вы узнаете, что это довольно здорово получается, один работает или двое, но если двое, становится совсем классно. Поверните руки ладонями вверх. Да, так. Затем, глядя прямо впереди себя, очень медленно поднимите обе руки. Вы делаете то же самое, пусть они примут такое положение (обе руки согнуты в локтях под углом 45 градусов, до локтей руки расположены вертикально и прижаты к туловищу, остальная часть направлена вверх). Затем поднимите одновременно обе руки и одну выпрямите, она указывает вперед, а другую руку опустите так (выпрямляет обе руки, поднимает их, правую опускает, направив указательный палец вперед на зрителей, левую опускает, согнув так же, как перед этим). Затем снова одновременно поднимите руки (поднимает выпрямленные руки), и выпрямленную руку переверните вот так (правую руку опускает, немного согнув в локте, левую опускает, согнув так же, как перед этим, но направив ладонь в левую сторону). Затем поднимите их ладонями вверх, а затем очень медленно позвольте им опуститься с той скоростью, с которой закроются ваши глаза. Затем вы начнете расслабляться так, как не делали это никогда раньше. Вот так, правильно. Просто чувствуйте, как вам приятно, и позвольте вашим рукам опуститься. И помните, что этим вы только начинаете обучаться. Черт побери, в каком же вы трансе! Вы расслаблены, все происходящее вокруг потеряло свое значение, позвольте вашему сознанию удивляться по-крупному. Насколько вам было бы хорошо, когда вообще-то вам должно было быть плохо? Я знаю, что есть вещи, которыми вы недовольны. Но если вы так и будете держать в себе недовольство, нет причин чувствовать себя плохо, когда вы чем-то недовольны. Если это чувство хорошее, то тем лучше недовольство, которое у вас есть. Если вы хотите чувствовать себя хорошо, просто погружайтесь дальше в свое сознание и сконцентрируйтесь на чем-то. От этого начинает замедляться биение вашего сердца. Начните видеть то, как вы можете расслабиться, от кончиков пальцев на ногах и вверх по телу и в то же время начиная с головы и вниз. Просто дайте себе опуститься внутрь покоя, вспомните, что бы вы ощутили, если бы откинулись назад и плавно скользнули вниз, будто в теплую ванну, если бы лежали на поверхности воды и вас бы легко относило назад. Обращайте внимание на волну расслабленности каждый раз, как только вы ее замечаете, и начните погружаться все глубже и глубже. Погружаться в то, что откроет путь, чтобы ваши убеждения могли превратиться в новые возможности. Возможно, вам удастся вернуться в воспоминания далекого детства и вдохнуть запах свежего хлеба, а может, цветка, или комнаты, где вы раньше спали. Вспоминайте исключительно приятное, если вы только не поводите терапию, оставьте страдания на потом. Вы вспомнили плохое, теперь вернитесь к самым потрясающим воспоминаниям вашего детства. Была ли это свобода незнания, вы ощущали удивление. Вы можете (вдыхает) вдохнуть аромат розы, цветка, запах краски, чего-то, что вас возвращает туда, какой-то определенный аромат духов, запах заднего места ваших бабушек и дедушекЧто бы это ни было, вы, может, вспомните, как в детстве вы спали на заднем сиденье машины, а она ехала по дороге. А, может, вспомните, как вас кто-то качал на руках, как вы играли с щенком, как вы ходили в зоопарк. Маленькие вещи, от которых было хорошо, когда ваше любознательность и воображение были способны свободно удивляться. Прямо сейчас, находясь в этом состоянии, если вы позволите вашему внутреннему диалогу стать детским (Бендлер начинает имитировать маленького ребенка.) «А что это? Почему? Ну почему?» Позвольте себе с удовольствием погружаться в эти воспоминания. Вы поймете, как все эти подобные вещи можно делать открыто. Не просто для себя, а чтобы научиться так интересоваться другими людьми, что уже нельзя осуждать их. Ко мне люди приходят с ужасными проблемами, и я говорю: «Здорово! Как ты это сделал?» Если они научатся оценивать достоинства их фобии, достоинства их страхов, все то, с помощью чего вы возможно научились справляться в прошлом и что сейчас вам не нужно, оставайтесь на волнах расслабленности, даже погружайтесь глубже. Чем глубже вы погружаетесь каждый день, тем большему вы научитесь, тем больше вы узнаете о том, чему вы научились и как этим воспользоваться. Ничто не помешает вам, потому что когда вы пребываете в этом состоянии, любой звук с наружи превращается в ощущение покоя и любознательности. Если вы начнете удивляться: «Что я забыл взять с собой из детства?» Любознательность? А, может, простоту? То, что глаза могли помолодеть? Может это было ощущение того, что вы способны слышать свой голос и голоса окружающих вас людей. Может, вы иногда смотрели на свой палец, и он становился большим, а потом уменьшался. Иногда вы видели то, чего не было. Может, у вас были воображаемые друзья, вы с кем-то играли в воображении, и вы всех можете вернуть обратно. У кого-то таких друзей не было, но их можно придумать. Им может быть сколько угодно лет, они могут быть кем угодно, ведь ваше воображение принадлежит вам. Вы можете почувствовать, как одна ваша рука становится теплее, а другая – холоднее. Или вы можете почувствовать, как палец на вашей правой руке, указательный  палец, начинает легко подергиваться. Легкое такое подергивание. И пусть это свободно делает ваше бессознательное! Это со стороны вашего бессознательного означало бы «да». Вы могли бы почувствовать, как легонько подергивается указательный палец на левой руке, и это значило бы «нет». Ваше бессознательное это понимает, оно знает, как соглашаться, даже если вы и не знаете, что это делаете. Оно знает, как заставить палец шевелиться, когда вы не осознаете, что происходит. Иногда, когда вы засыпаете, приходит столько всего! Вы ловите себя на мысли, что все ваше тело просто засыпает. Оно вас немного пробуждает, может, раздражает, но вы можете вернуться и погрузиться в состояние, в котором вам спится мирно и спокойно.  Потому есть что-то что в состоянии обучения, что лежит на линии времени прямо впереди вас, и этого вы не видели. Но оно там так и будет лежать, и чем дольше вы смотрите, тем дольше оно там будет. Это называется веселье. Это волнение. Это многократный оргазм. Это поддразнивание. Это научиться смеяться и, как один сказал: «Ну, мне нужно научиться проще реагировать на критику». Нет, вы учитесь воспринимать все и переосмыслять это внутри себя, и каждый раз, как люди расходуют на вас свои силы, превращайте это во что-то приятное. А если они вам не нравятся, выйдите за пачкой сигарет. Или идите спать. Но не дайте себе в жизни прийти туда. Ощутите волну покоя, вы уже знаете, как расслабляться. Помните, что на вас действует сила тяжести. Если она упала бы вам на голову, голова от этого подалась бы вперед? Сделайте так, чтобы голова сидела прямо на плечах. Почувствуйте, как эта сила падает на вашу макушку, равномерно воздействует на все тело. Вам нужно распределить эту силу тяжести так, чтобы она распространялась по всему телу, и вашим плечам чувствовалось бы легче. Откиньте голову назад, наклоните ее обратно вперед, найдите то положение, где сила тяжести совсем не ощущается. Затем медленно поднимайте одну руку к вашему лицу. Дотроньтесь до носа. Люди обычно говорят: «Вот тебя за нос!» Вот и дотроньтесь до своего носа – в правильном месте, в прямых четырех выступах, и, как только вы ощутите самого себя, прикоснитесь к нему. Я хочу, чтобы вы поняли, насколько все это сложно. Когда вы касаетесь носа, вы проделываете как раз то, чему учится маленький ребенок. Ребенок тычет пальцем себе в глаза, тычет своей матери в глаза, но когда вы прикасаетесь к своему носу, именно желание учиться новому становится тем, чему надо научиться, чтобы быть точно таким как ребенок. И делая это сейчас со своей скоростью, вы именно это сможете начать делать это по-новому.

Через минуту я начну выводить вас из транса, в котором вы сейчас находитесь, и попрошу вас сделать кое-что очень простое. Вы будете работать в тройках. Один из вас будет сидеть, другой его возьмет за одну руку, третий за другую, и вы будете двигать руками так же, как это делали сейчас. Это будет легко, вы уже знаете, как это делать. Затем, как только вы поймете, что ваши руки совершили все эти действия, двое остальных начинают говорить вместе, соблюдая ритм. Говорить дольше, чем вы мне хлопали, когда я вышел. И это не будет звучать как стая мух. Вы не просто будете слушать друг друга, вы будете слушать каждого в этом зале. И чтобы все соблюдали ритм! Каждая фраза («Был у Мэри ягненок») произносится с нисходящей интонацией. Я считаю, что при достаточном использовании нисходящей интонации вы в человеке открываете командную строку, и можете ему сказать: «Чувствуй себя хорошо». И больше со временем. Удвойте это чувство. Ощутите, как покалывает у вас на пальцах ног, в носу, в ушах, и ваши страхи убегают. Чем больше вы расслабляетесь, погружаетесь все глубже и глубже, вы попадаете в нечто вами неизведанное, но что будет возбуждать и волновать вас. Потому что чем больше вы уходите в себя, тем большему вы научитесь, тем больше приятных и удивительных событии вы переживете. Чем чаще вы входите в приятное состояние удовольствия, тем больше вы будете удивляться тому, насколько этот мир изумителен. Люди умеют изобретать страх, они это делают все чаще и чаще, совершенно одним и тем же образом. А всего лишь нужно двигаться в обратном направлении, что даст противоположный результат. Вот вам нужно сделать, что вам доставляет боль, например, сходить к зубному врачу. Перед тем, как пойдете, вспомните, как это было, когда кто-то приблизился руками к вашему рту, дернул зуб, покачал его вверх вниз, (Бендлер шепелявит) и вдруг там стало неметь. Вам знакомо это ощущение, ваше тело научилось неметь. Это не новокаин, от которого тело немеет, это реакция тела на новокаин. Вы знаете, что такое новокаин. А еще вы знаете, каково это, когда смотришь на любимого человека и любишь его сильнее. Некоторые из вас при виде своих только что родившихся детей испытывали, наверное, то же самое, что и я. Вы удивились: «У-у-у-у!» (демонстрирует удивление), нечто. У меня появилось новое чувство, которое изменило меня на всю оставшуюся жизнь. И мне это стоило много денег. Но это было уже не важно, потому что такие чувства всегда этого стоят. И я захотел убедиться, что даже сейчас, когда я смотрю на своих уже выросших детей, я испытываю те же самые чувства. Некоторые из нас забывают эти приятные чувства. Мы слишком заняты, мы строим для них планы. У меня дочь планирует все для меня, но я не очень-то хорошо вписываюсь в эти ее планы. Если бы дети реагировали раздраженно, я бы не оставлял им пространства для маневра. И вам советую не оставлять. Ваши дети от вас получают способность совершенно по-разному смотреть на Вселенную и на людей в ней. Когда я нахожусь в новой культуре, я хочу узнать о ней. Когда я был в Индии, я посетил их храмы. Мне сказали: «Белые люди редко сюда приходят и делают то, что делаете вы». Я ответил: «А вы думаете, что прикарманите всех богов? Хватит жадничать! У вас их и так больше.» Так вот, я еврей, я прочел Библию, и в ней сказано: «Да не будет у тебя иных богов, кроме меня». Это значит, что есть еще другие. Что это за боги, мне очень интересно. Вы, наверное, забыли, насколько пытливо вы можете интересоваться и как исследовать этот мир. А что, может, стоит создать бога автомобильной парковки? Гм. Наверняка бы он пригодился в этом городе. Вероятно, вы смоли бы создать бога, который будит вас по утрам, но никак не может разбудить. Когда благодаря ему вы встаете, он пронизывает вас страстью насладиться всем богатством возможностей во Вселенной. Эйнштейна однажды спросили: «Если бы вы могли научить детей чему-то одному о Вселенной, чему бы вы их научили?» И он сказал: «Я бы учил их тому, что Вселенная нам дружественна, и чем лучше вы ее знаете, тем больше от нее получаете». И это правда. Вселенная нам может дать все, что потребуется, если мы будем воспринимать с готовностью то, что видим и слышим. По мере того, как вы говорите, слушайте все, следите за ритмом вашего голоса, произносите каждую фразу с нисходящей интонацией. Если вы на этой стороне (указывает на правую сторону относительно аудитории), вы говорите: «Чем больше вы пытаетесь удержать себя и не допускать то обстоятельство, которое вы не отрицаете» (Произнося эту фразу, Бендлер делает паузы и произносит каждую смысловую группу с нисходящей интонацией.) Используйте нисходящую интонацию, интонация падает как можно ниже, повторяйте такие слова как «смягчить», «расслабиться», «успокаивать», «чувствовать приятно». Вот насколько можно смягчить и успокоить человека. По мере того, как вы слушаете меня и сияете от счастья, чем дольше вы слушаете (и сияете), тем больше вы успокаиваетесь. Когда-то некоторые вещи вас раздражали. Какие-то вещи вас будут раздражать и в будущем, но не долго. Если вы вытираете классную доску ногтями, вам скоро от нетерпения захочется вскрикнуть: «А-а!» (Бендлер вскрикивает.) Но если вы вытираете доску ладонью, вы свое дело быстрее доведете до конца. Иногда нужно все, что раздражает и донимает, мысленно отодвинуть на линии времени от себя подальше. Даже если это произошло пять минут назад. Лично у меня в голове есть уголок с мусорным ведром, куда я выбрасываю все эти раздражающие вещи. Я даже слышу, как они падают: бу-у-у-у-у-умБамс! И они попадают в мусорку. А затем я начинаю разворачивать всякие грандиозные идеи о том, как мне будет лучше. И практически без всякой на то причины. Чтобы мне было хорошо, не нужно для этого прыгать с самолета, мне всего-то хочется вынести коврики из дома. Я просто хочу взглянуть на кого-нибудь на улице, идущего с удрученным видом, и сказать этому человеку: «Бедняга!». И улыбнуться ему, и посмотреть на него еще раз, и осознать в глубине вашей души, что у вас будет еще сильнее. Я подхожу и говорю: «Привет! По твоему виду не скажешь, что тебе хорошо. Улыбнись, выслушай каждое слово. Чем больше ты слушаешь, чем больше сильнее сияешь, тем тебе лучше». Ведь все мы существа, которые что-то излучают, испускают. Говорят, таких людей нет, но ведь их видели везде на нашей планете. А, может, они здесь. Я их видел. Я не очень хорошо представляю, что с ними делать, но они здесь. Если вы внутри себя по-новому начнете смешивать окружающий вас свет с по-настоящему приятными чувствами, затем вы, имея внутри удивительное чувство любовь, начнете принимать решения о том, как что делать и как говорить с людьми. Станет лучше. Вы должны чувствовать себя лучше и спокойнее, чем сейчас, когда вы проделываете это упражнение. Я хочу, чтобы каждый из вас помог друг другу погрузиться как можно глубже в это состояние и забыть о своих беспокойствах. У вас и так было много неприятных ощущении, вы от них избавились, вам они больше не нужны. А что касается состояния радостного порыва, беспричинной движущей силы, состояния, когда трепещет все тело с головы до ног, изнутри наружу, когда чувствуешь себя помолодевшим, как стала нежнее кожа и расслабились мышцы. Вы уже расслабились. И – представьте себе – вы можете снова, снова и снова преумножать это чувство! Пусть оно станет сильнее в четыре, в восемь, в десять раз, когда я скажу: «Вам хорошо!» Когда скажу, вы узнаете. Я хочу, чтобы вам было еще лучше, потому что сейчас я буду считать в обратном порядке и выводить вас из транса. И по мере того, как я буду считать с десяти до одного, вы постепенно будете выходить из транса. И когда я сосчитаю до одного, я хочу, чтобы вы в мгновение ока вырвались из глубины себя и чувствовали себя великолепно без всякой на то, черт побери, причины. Вам всего лишь нужно первым выйти из транса и, - о! – заставить себя так чувствовать. А когда вам внутри хочется расслабиться, вы всегда можете погрузиться глубоко в себя, на счет три, четыре. Давайте приступим!

ДЕСЯТЬ! Выходим на одну десятую. ДЕВЯТЬ! Начинаем готовиться к сенсорной чуткости! ВОСЕМЬ! Когда вы выйдете из транса, вы будете видеть и слышать больше, чем когда-либо. СЕМЬ! Вы проснетесь. Просыпайтесь, только в этот раз. Может показаться, что мир вокруг движется медленно, но вы не будете торопиться и услышите каждое ваше слово и каждую интонацию, вниз она направлена или вверх. Вы услышите все, не важно с ровной ли это произнесено интонацией, даже если в речи вы не используете команду, когда говорите это. ШЕСТЬ! Вы производите интонацию команды так, что слушающий человек реагирует. СЕМЬ. ВОСЕМЬ. СЕ-ЕМЬ. ШЕ-ЕСТЬ. (Эти «Семь» и «шесть» Бендлер произносит с восходящей интонацией.) ПЯТЬ! У-у-ух! ЧЕТЫРЕ! У-у-у-у-у-у! (Бендлер ухает.) ТРИ! А-а-а-а! ЧЕТЫ-ЫРЕ! ПЯТЬ! Вам, думаю, интересно, какое появляется ощущение при движении вниз-вверх. Двигайтесь в каком хотите направлении. Так, чтобы вы, проснувшись, не сказали: «Я так устал!» Вы проснетесь и скажете: «Ха-ха-ха-ха-ха-ха!» (Бендлер довольно смеется и поднимает вверх руки.) ЧЕТЫРЕ, ТРИ, ДВА, половинка, ТРИ, ДВА, ОДИН, бззз-а-а-а-п!!! (Пауза в полсекунды; в зале небольшое шевеление.) А-а! Не знаю, как вы, но если бы я курил, я бы сейчас вышел и затянулся сигареткой! (Аплодисменты.)