Введение в моделирование (Gordon & Dawes)

22 ноября 2019 г.

Введение в моделирование (Дэвид Гордон и Грэхем Доуз)

Мир заполнен человеческими существами, проявляющими бесконечное количество форм поведения и навыков. Эти навыки чрезвычайно разнообразны, как, например, способность вести эффективные переговоры, шутить, сопереживать другим людям, управлять большой группой людей, писать музыку, книгу, вовремя платить по счетам, восхищаться абстрактной живописью, планировать будущее, учиться на прошлом опыте или рассеивать страхи ребенка. Каждый человек является хранилищем способностей и навыков, в котором он является экспертом, или, в нашем случае, объектом для моделирования.

Существует ли способ передать навык одного человека тому, для кого этот навык является необходимым и желанным? Задачей моделирования является обнаружение способа ответить на этот вопрос ответом «Да».

Фундаментальная пресуппозиция Моделирования: Опыт имеет структуру.

Наш опыт содержит в себе различные элементы: поведение, эмоции, паттерны мышления, и убеждения или предположения о том: что лежит в основе этих паттернов.  Различия в опыте являются прямым результатом различия в том, каким образом структурированы эти элементы. Например, твое поведение, ощущения, мысли, убеждения и паттерны взаимодействия между этими элементами, соединяясь вместе, проявляются в твоем опыте в каждый момент времени. Эта матрица содержания и взаимоотношений составляет структуру опыта.

Именно внутри этих структур мы обнаруживаем различия, которые порождают различия между тем: кто является экспертом в каком-либо умении и тем кто им не является. В моделировании мы «картируем» структуру, лежащую в основе опыта, позволяющую объекту моделирования естественным образом проявлять его или ее навык. Если мы – или кто угодно – структурирует свой опыт точно также, как и объект моделирования, то это позволяет ему проявлять (с достаточной точностью) ту же самую способность.

  • Таким образом, моделирование это процесс создания полезной «карты» (описание структуры опыта) умения, навыка, способности человека.
  • Такие карты полезны, потому что они позволяют понять структуру опыта, позволяющую человеку проявлять определенный навык
  • Такие карты полезны, потому что с их помощью любой человек может позволить себе иметь точно такой же опыт или навык, делая эту карту своей собственной

Наши эксперименты (Гордон и Дэйвс) с моделированием человеческого опыта начались в середине 70х годов, когда мы оказались вовлечены в создание и развитие Нейро-лингвистического программирования (НЛП). Изначально создававшееся, как средство к изучению субъективного опыта, за последние два десятилетия фокус НЛП сменил направление на создание техник для изменения опыта. Будучи, в полном смысле этого слова, достойной целью, ориентация только на техническую процедуру подразумевает, что нет никакой необходимости понимать, каким образом устроен опыт. Это просто вариант прогонки опыта через «черный ящик» техники. В противоположность этому подходу, наш интерес в этой области оставался сосредоточен на исследовании структуры опыта. Содержа в себе больше количество различий для описания опыта, процедур для сбора информации, и базовые пресуппозиции, НЛП предоставило широкие плечи, на которых базируется наши текущие наработки и усилия в области моделирования. Процесс моделирования, который мы используем включает как различия классического НЛП, так и некоторые полезные и новые различия, которые мы открыли в процессе обучения моделированию в течение последних двадцати лет.

Полный процесс Моделирования включает следующие стадии:

  1. Определить объект для моделирования
  2. Для каждого объекта моделирования собрать информацию относительно того, что и как он/она думает, чувствует, считает правдой и делает, когда проявляет навык (Эмпирическая матрица и Шаблон убеждения являются инструментами, которые Гордон и Дэйвс используют для сбора этой информации).
  3. Использовать сопоставления и сравнения примеров моделирования для определения ключевых паттернов структуры для каждого объекта моделирования
  4. Использовать сопоставления и сравнения объектов моделирования для определения ключевых паттернов навыка, как целого.
  5. Тестировать и уточнять модель

Зачем моделировать? Моделирование это дверь в огромный супермаркет человеческого опыта и способностей, открытая каждому, желающему повернуть ключ в ее замке. Для того кто моделирует это означает:

  • Доступ  к постоянно расширяющемуся многообразию нового опыта и способностей
  • Возрастающая способность передавать этот новый опыт и способности другим
  • Тонкое понимание структуры опыта, лежащего в основе нежелательного опыта и поведения, настолько, что точно знаешь, что необходимо изменить в этом опыте.
  • Постоянно увеличивающаяся гибкость собственного поведения и реакций
  • Возрастающее восхищение красотой обнаружения себя в паттернах человеческого опыта

 

Статья переведена по согласованию с Дэвидом Гордоном с сайта http://www.expandyourworld.net/i+i-modelingintro.php
К началу 2011 года, Институт НЛП подготовит к изданию русский перевод книги Дэвида Гордона и Грэхема Доуза "Познавая мир. Моделирование структуры опыта"

В настоящее время Институт НЛП готовит к изданию следующую новинку - русское издание книги известных всему миру лидеров НЛП Д. Гордона и Г. Доуза "Познавая мир. Моделирование структуры опыта", которая выйдет в начале 2011 года.